Сделать свой сайт бесплатно

Реклама

Создай свой сайт в 3 клика и начни зарабатывать уже сегодня.

@ADVMAKER@
История возникновения деревни
Добавил: Аноним 06 ноября 2011 20:12

История деревни Ардатовки была изучена краеведом К.Сарычевым из Туймазов (ныне покойного).  В 1884 году русские и мордовские крестьяне из д.Ардатовки Дубенско-Поводиловской волости Алатырского уезда Симбирской губернии (соврем. - г. Ардатов Мордовской АССР) переселились в наши места. Первыми жителями деревни были Карпунькины, Авдюшкины, Вачаевы, Тяповы, Катаевы.

 

Просмотры (1832)  Комментарии (17)  Форум (Общие)
эрзя 18.11.2011 в 20:22

Какие из этих фамилий - русские ?

Эрзя 19.11.2011 в 09:11

            Мордовского языка не существует, следовательно и не существует и такой нации. Есть Эрзя, Мокша,эрзянский язык и мокшанский язык. Эти народы даже не понимают языка друг друга.       Слово мордва , производное на русский иранского слова "мард" что означает в переводе - мужчина. В эрзянском языке есть похожее слово меред- мужчина. Историческое самоназвание народа - Эрзя . Эрий, арий  переводится как- житель.

 

            В июле 1928 на заседании Совета Народных Комиссаров по вопросу создания Эрзяно-Мокшанского округа Н. Г. Сурдин предложил назвать округ Мордовским, на основании того, что названия народов «мокша» и «эрзя» не на слуху, а «мордва» всем известно. 16 июля 1928 года Всероссийский ЦИК и Совет Народных Комиссаров приняли решение о создании Мордовского округа в составе Средне-Волжской области и был утверждён список районов этого округа, состоявший из 23 новых единиц Таким образом недоразумение с этнонимам «мордва» было окончательно узаконено. Несмотря на ряд мероприятий по переименованию республики в 1990-е оно вновь было отложено. Проблема с экзоэтнонимом, относящимся одновременно к двум разным народами привела к многочисленным несовпадениям и путанице. Из учебников истории, например, известно, что в XII веке происходили столкновения русских княжеств с мордвой, но последние то воюют с русскими князьями Ярославом, а затем Юрием, то вступают с ними в союз. Объяснение в том, что эрзянский князь Пургас пытался сохранить свой город Обран ош, на месте которого теперь стоит Нижний Новгород и рассчитывал на поддержку булгарского хана в борьбе с экспансией русских княжеств, в то время как мокшанский царь Пуреш являлся союзником князя Юрия и между ним и Пургасом долгие годы продолжалась непримиримая война..

 

           В большинстве случаев использование одного экзоэтнонима для двух разных народов и одного названия для двух разных языков приводило к множественным ошибкам. Для того чтобы избежать этого, как в дореволюционной России так впоследствии и в советское время использовались двойные этнонимы мордва-мокша и мордва-эрзя и названия языков мокша-мордовский и эрзя-мордовский, где приставки «мордва», «мордовский» по сути не несли никакой информационной нагрузки.

 

           Народ Эрзя есть в Перечне переписи 2010 года. Российские власти наконец-то, впервые, внесли имя Эрзя народа в перечень национальностей Российской Федерации. Это результат многолетней борьбы прогрессивной части Эрзя народа, его интеллигенции за восстановление исторического имени нашего народа.

 

 В этом перечне в списке народов и национальностей РФ на 1799 месте под цифровым кодом 107 написано ЭРЗЯ!

!


galina1000 17.12.2011 в 19:28

Почему родину-называют матерью?
Значит есть что-то равноценное и очень важное, между ними и человеком.
Существует некая невидимая связь, присутствующая в нём до тех пор, пока он живёт.
Возможно только, каждый чувствует это по-разному.

 

Самые светлые чувства-воспоминания о матери и о местах,
где прошло детство. Это такая связь, которой неподвластны года.
Именно она заставляет иногда брать в руки перо.

galina1000 17.12.2011 в 19:29

В родных местах ромашкой пахнет ветер...

И до травинки вся земля своя!!!

В родных местах и солнце ярче светит...

И серебристей голос у ручья!!!

Пусть мне твердят, что есть края иные,

Что в мире есть иная красота...

А я люблю свои места... родные...

Свои родные... милые места!!!

В родных местах - у неба цвет синее,

В родных местах - просторнее луга...

Стволы берёз --прямее и стройнее...

И разноцветней радуги дуга...

galina1000 17.12.2011 в 19:31

Приезжайте в деревню на лето
Отыщите там свой уголок,
Скромный домик, оставленный кем-то,
В кухне печь, невысок потолок,


Три окошка, крылечко простое
Вас с любовью всегда приютят,
К вам на дерево с кроной густою
Ваши птицы весной прилетят.


Вас под утро разбудят их трели,
Сладкий воздух ворвётся в окно.
Вы такой вкусной каши не ели,
Так легко не дышали давно.


Зачерпнуть из колодца водицы,
Босиком постоять на траве,
Тишиной можно тут исцелиться,
В деревянной российской избе,


Наколоть дров, по-русски размяться,
И простую рубаху надев,
По грибы в ближний лес прогуляться,
Соловьиный послушать напев,


В русской баньке под вечер помыться,
На крыльце посидеть, подышать,
Самоварного чая напиться
И на печку отправиться спать.

 
galina1000 17.12.2011 в 19:39

Мы все однажды уезжаем

В свой путь, влекомые судьбой.

Но никогда не забываем,

Где родились и дом родной.

Да разве корни ты отрубишь?

Tам всё росло, тебя любя.

И дом родной свой не забудешь,

Где начиналась жизнь твоя.

Мы все когда-то уезжаем

Из мест знакомых и родных.

Ну а в душе, переживаем,

Как будто предали мы их.

Но тянет часто нас обратно.

И очень рвёмся к встрече мы.

galina1000 17.12.2011 в 19:41

Всё сильнее зовёт год от года
То, что в сердце оставило след,
Край далёкий, родная природа,
Там, где жизни случился рассвет.
Где прохладное утро слезится
На берёзках хрустальной росой,
Там желает душа позабыться,
Слиться с алой зари полосой.
Где до первых лучей не смолкая,
Соловьиное соло звучит,
Там душа, родничком истекая,
В сердце музыкой тихой журчит
Память светлой струится печалью,
Опьяняя, как старым вином,
Лёгкой дымки покрытая шалью,
Возвращает в оставленный дом.

galina1000 17.12.2011 в 19:45

Это стихи очень талантливого человека ,как будто обо мне и о всех нас,кто уехал из родных мест.

galina1000 17.12.2011 в 19:27

Побывала в деревне родной…
Третий месяц страдает душа…
Вид открылся убогий такой -
Даже нечем мне стало дышать.

Тут не слышно людских голосов,
Не купаются дети в пруду,
Дверь закрыта на крепкий засов,
И не сохнет белье на ветру….

Здесь живут в основном, старики,
Доживают свой жизненный век.
Сердце рвется мое на куски:
Разве может так жить человек?

Покосились, осели дома…
На дороге – по пояс бурьян…
А когда наступает зима,
Все сровняют пурга да буран.

На авто не пробиться сюда:
Невозможно дорогу найти!
Не дай Бог, вдруг случится беда -
Им на помощь – уже не прийти.

Дорогая деревня моя!
Мой родной и заброшенный край!
Ветра стоны, да крик воронья…
А ведь раньше – был солнечный рай! :'(
:'( :'(

ardat 29.12.2011 в 19:00

Хорошие стихи, за душу берут !

galina1000 31.12.2011 в 17:14

Новый год! Желаю мира,
Радости, надежды,
Чтобы было все красивым –
Мысли и одежда.

Чтоб встречать друзей за чаем
И под теплым кровом,
Чтоб в семье души не чаять,
Быть всегда здоровым.

Чтобы каждый день был ярок,
Не гадай, кем будешь.
Самый дорогой подарок –
Ты живешь и любишь.

galina1000 31.12.2011 в 22:43

Мордва – один из финно-угорских народов, проживающих в России. Ее численность по переписи 2002 года составляет 843350 человек, или 0,58 процента от общего населения Российской Федерации. Этнически мордва неоднородна. Она состоит из нескольких групп, основными из которых считаются эрзя и мокша.Мордва Башкортостана относится к заволжской этнографической группе этого народа, которая сложилась в результате переселения мордвы с исконных территорий обитания за Волгу из Пензенской, Нижегородской, Тамбовской и Симбирской губерний.Первые случаи переселения мордвы на башкирские земли также отмечаются с конца XVII века и возрастают со второй половины XVIII века. В конце этого столетия уже существовали такие, ныне крупные, поселения мордвы как Федоровка, Кузьминовка, Алешкино, Наумкино, Старомакарово, Садовка и другие. Многие населенные пункты мордвы были основаны в XIX веке. Во второй половине этого столетия отмечается наибольший приток мордвы в Уфимскую и Оренбургскую губернии.По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, на территории РБ проживает 26020 человек мордвы. Живут они в Уфе, Белебее, Давлеканово, Ишимбае , Кумертау, Мелеузе, Нефтекамске, Октябрьском, Салавате, Сибае, Стерлитамаке, Туймазах, поселке городского типа Приютово, Альшеевском, Аургазинском, Бакалинском, Белебеевском, Бижбулякском, Давлека-новском, Дуванском, Ермекеевском, Иглинском, Карма-скалинском, Кугарчинском, Мелеузовском, Стерлита-макском, Уфимском, Федоровском, Чишминском районах. Значительная часть мордовского населения Башкортостана является жителями городов – 62,3 процента, сельские жители составляют 37,7 процента.Основная часть мордвы Башкортостана – эрзя, мокша составляет лишь незначительную долю. Мокшанское село Кузьминовка в нынешнем Федоровском районе было основано в конце XVIII века. В начале XIX века выходцы из Кузьминовки основали выселок Булякай. По данным переписи 1989 года в Кузьминовке проживало 534 человека, а в Булякае – 70 человек.Проживает в Башкортостане также незначительная группа мордвы - эрзя . Живут они в деревнях Кожай-Андреево Туймазинского и Кожай-Максимово Бижбу-лякского районов. Их жители хотя и относят себя к эрзе, но отмечают: «мы мурза». Главное отличие от остальных эрзи, по их мнению, заключается в языке, где очень много русских заимствований. М. Бурдуков в очерке «Мордва», опубликованном в Уфимских губернских ведомостях в 1905 году, писал, что «мордва д. Кожай-Андреевой считает себя потомками какого-то мордовского князя (мурзы). Утверждают, что они обладали во времена давно прошедшие большим количеством земли и леса, впоследствии перешедшими в казну». Более подробную информацию о мордве - мурза находим в этом же издании в публикации анонимного автора: «С словом «мордвин» соединяется понятие о целом известном народе, а со словами «эрзя», «мокша» и «мурза» соединяются понятия об отдельных племенах этого народа». Далее он отмечает, что «наречия эрзянское и мурзинское очень схожи, только у мурзы вошла в употребление масса русских слов, изуродованных на мордовский лад. Например: русский глагол «взнуздать» – по-мурзински «знуздаямо», «молотить» – «молотоя-мо» и т.п., по-эрзянски «взнуздать» – «онстямо», «молотить» – «пивсэме» и пр., благодаря чему мурзы плохо понимают эрзянское наречие».Мордва в Башкортостане представлена разными конфессиональными группами. Основная масса мордвы - эрзян считает себя православными, незначительная часть – старообрядцами и молоканами. Мокшане также придерживаются православной веры.Христианизация мордвы началась со вхождением их земель в состав Русского государства. Но особенныйее размах наблюдался в первой половине XVIII века. В середине века официальное крещение мордвы было практически завершено. Мордва в Башкирию переселилась уже крещеной. В официальных документах их именовали «новокрещенами». В начале XX века М. Бурдуков писал, что «они – религиозны и очень набожны. Усердно посещают храмы Божии, усердны в исполнении христианского долга бытия у исповеди и святого причастия, радушно принимают в свои дома святые иконы и почтительны к духовенству».Во второй половине XIX – начале XX века во многих мордовских населенных пунктах были построены православные церкви и часовни. Но, к сожалению, почти все они в 30-е годы XX столетия были уничтожены. В настоящее время православный храм имеется в селе Каменка Бижбулякского района. Деревянная церковь Архангела Михаила была построена в 1914 года на месте сгоревшей. На земле крестьян – мордвы села Каменка – была основана также православная женская община. Летом 2004 года было завершено строительство церкви в честь Архангела Михаила в чувашско-эрзянском селе Ильтеряково (Андреевка) Кармаскалинского района.В конце XIX века в Уфимской и Оренбургской губерниях мордвы - старообрядцев насчитывалось 3073 человека. Жили они компактными группами в нескольких населенных пунктах. В настоящее время их потомки проживают только в селе Садовка Стерлитамакского района. Но и здесь они представлены только двумя-тремя семьями – последователями беспоповского направления старообрядчества. Многие старообрядцы из Садовки переехали в Стерлитамак, где существует крупная община мордвы - старообрядцев . Мордва - молокане проживают в деревнях Петровка и Ивановка Федоровского района. Ныне эти населенные пункты являются смешанными, молокан в них осталось примерно 5-6 семей в каждом.Несмотря на то, что мордва подверглась христианизации и православная обрядность и вероучение достаточно глубоко укоренились в народном сознании, все же сохранились некоторые языческие представления и верования. Особое место среди них занимает почитание низших духов природы и «одомашненного» пространства, таких как Ведь ава (э., м.) – «водяная мать»; Вирь ава (э., м.) – «лесная мать»; Юрт ава (э), Куд ава (м) – «домовая»; Бань ава (э., м.) – «банная». Все эти духи представляются в образе женщин, что характерно и для остальных групп мордвы.Основой хозяйства у мордвы являлось земледелие. Как и другие народы региона, они возделывали рожь, пшеницу, полбу, овес, гречиху, просо, коноплю, лен. Другой важной отраслью хозяйства являлось животноводство. Разводили лошадей, коров, овец, свиней, домашнюю птицу. Особенно много держали свиней.Традиционными поселениями мордвы Башкортостана являлись деревни и села (веле). Первые основанные поселения были немноголюдными, но по мере естественного прироста населения и притока новых поселенцев их людность возросла. Обычно в крупных деревнях строили церкви, тогда они переходили в разряд сел.Традиционное жилище мордвы Башкортостана (кудо – э., куд – м.) было двух - и трехкамерным. Первый тип жилища представлял собой избу с сенями, второй – две избы с сенями. С начала XX века трехкамерные жилища постепенно перестают строить. Наиболее широкое бытование получают двухкамерные жилища и пятистенки. В настоящее время основной тип жилища мордвы – пятистенки. Основным строительным материалом для мордвы Уфимской губернии являлось дерево, в т.ч. лиственных пород. Бревенчатое жилище из лиственных пород обычно с внешней стороны обмазывали глиной и белили. Встречались и саманные дома. В некоторых населенных пунктах саманные дома встречаются и поныне, например, в деревнях Лысогорка Биж-булякского и Петровка Федоровсого районов. Крышу покрывали тесом, дранью, корой, соломой. Они обычно были четырехскатными, но встречались и двухскатные. Отапливались дома глинобитными печами, в пятистенках сооружали также голландки. Печь обычно ставилась в одном из углов около двери, челом обращалась к передней стене. По диагонали от печи находился красный угол с иконами, украшенный вышитыми полотенцами.Традиционной женской одеждой мордвы служили рубахи (панар) туникообразного покроя, из белого холста, богато украшенные вышивкой. Непременными элементами костюма мордовок были передник и кафтан. Обязательной принадлежностью традиционного женского костюма было набедренное украшение пулай/пулагай/ пулакш. Традиционным головным убором эрзи являлась сорока – высокая шапка из холста с закругленным очельем и длинной лопастью, спадающей на спину, покрытая плотной вышивкой из шерстяных ниток; у мокши – панга – трапециевидный чепец из холста с лопастью, спускающейся на спину, украшенный вышивкой.В конце XIX – начале XX века традиционная женская одежда из белого холста начала вытесняться юбками и кофтами. Юбки шили из домотканой шерстяной ткани с отделкой на подоле из двух тканых цветных полос. Мужская одежда практически не отличалась от русских образцов.В 1998 году был образован республиканский мордовский (эрзяно-мокшанский) национально-культурный центр Башкортостана, который вносит большой вклад в дело возрождения национальной мордовской культуры. Ныне он переименован в Мордовскую национально-культурную автономию Республики Башкортостан, которую возглавляет Николай Герасимов.Мордовское население Республики Башкортостан имеет богатую историю. Выходцы из нашей республики вносили и вносят достойный вклад в развитие культуры и просвещения мордовского народа.Так, в селе Андреевка Кармаскалинского района жил выдающийся просветитель мордовского народа, создатель первого эрзяно-русского словаря и грамматики Авк-сентий Филиппович Юртов. В 1891 году он стал священником мордовско-чувашского прихода села Андреевка. В 1895 открыл там трехклассную церковно-приходскую школу. Собирал и публиковал мордовские, чувашские, татарские легенды, сказки, песни, пословицы.Дальнейшее изучение истории, обычаев, традиций, культуры, духовных и социальных потребностей мордовского населения республики, современного состояния различных возрастных групп этноса, уровня его урбанизации, адаптации к современным условиям развития общества должно стать фактором нормализации межэтнических отношений, раннего предупреждения и профилактики межэтнических конфликтов, удовлетворения этнокультурных потребностей мордовского населения, предупреждения негативных социальных явлений в самом мордовском социуме.Айслу ЮНУСОВА,

ardat 19.01.2012 в 17:14

междуречье рек Оки и Волги (Рав) живет очень древний и красивый народ «Эрзя», благородное имя которого происходит от эрзянских слов эрий, арий (житель). Эриця, (живущий, жизнеспособный), эряза (быстрый, проворный).
Об эрзянах писали древнегреческие ученые-географы Страбон («Аорсы») и Птолемей («Арсииты»). О народе Arsaja (Ersaja), царь которого «находится в Arsa (Ersa), откуда вывозятся черные соболи, черные лисицы и свинец», сообщал арабский географ и путешественник Ибн-Хаукаль (X в.).
История эрзян уходит в глубокую древность и ее можно проследить по городецкой, поздняковской, волосовской, фатьяновской, верхневолжской и бутовской культурам, а также ямочно-гребенчатой керамике. Географические границы распространения перечисленных культур фактически совпадают, почти в центральной части, а именно недалеко от города Владимир, на левом берегу р. Клязьма обнаружена сунгирьская стоянка, стоянка современного (европеоидного), человека эпохи позднего палеолита. Исследования находок, в том числе и радиоуглеродный анализ, проводились лабораториями Геологического института РАН, университетов Гроннингена, Оксфорда, Аризоны. Результаты свидетельствуют, что поселение Сунгирь возникло от 20 тыс. до 29 тыс. лет назад. Стоянка существовала или регулярно посещалась людьми на протяжении 2 – 3 тысяч лет.
Есть основания считать, что Эрзяне являются наследниками загадочной гипербореи, которая обозначена на одной из древних карт на месте страны эрзян - Эрзянь Мастор.
В 8-13 веках Эрзя с родственными ей по происхождению и языку народами была расселена на Волге по верхнему и среднему её течению, по Оке, Цне, Суре, Мокше, озеру Илмеру (Ильменю), занимала территории, где возникли Ярославское, Владимиро-Суздальское, Рязанское, Московское, Тверское, Нижегородское княжества, Булгарское и Казанское царства. В 8-9 веках значительная часть эрзян проживала в составе Новгородского княжества, в лице Чуди и Мери приняла участие в призвании варягов, в создании Древнерусского государства и русской азбуки, на которой написаны некоторые берестяные грамоты.
Чудь и Меря (Эрзя) приняли участие в походе Олега на Киев и таким образом стали в числе других русских народов создателями Киевской Руси. В процессе формирования Древнерусской государственности, а затем Московской Руси Эрзя приняла прямое участие в этногенезе древнерусской народности. Об интегрированности Эрзи в Русь и о её роли в формировании Руси свидетельствует русский былинный эпос: глава русских богатырей Илья Муромец из эрзянского села Карачарово из-под эрзянского города Мурома, Добрыня Никитич из эрзянского города Рязани, Алеша Попович из меряно-эрзянского города Ростова.
С эрзянской реки Сура прибывает в Великий Новгород самый поэтичный персонаж русского эпоса Садко.
Все это указывает на то, что эрзяне были народом воинственным, героическим, свободолюбивым, ни в чем не уступавшим славянам. Именно эрзяне и другие «робкие» финны, основатели Руси, были и являются самыми надежными и сильными её защитниками, той опорой, на которой она возвышалась и завоёвывала славу великого государства.
Сознательное исключение русской историографией Эрзи, Мери, Муромы, Мещёры и других из русской истории не только является её фальсификацией, но и величайшей исторической ошибкой, ибо заставляют русских мыслить себя не теми, кем они являются.
«Славяне» на рязанских и московских землях – собственно русские мерянского, муромского, мещерского, эрзянского происхождения. Никакие восточные славяне в пределы современной центральной России в масштабах этнического значения не переселялись. Русские здесь не пришельцы, а коренные жители. На эрзянской земле возникло в середине 12 века Московское княжество, собравшее вокруг себя все русские земли. В 1147 г. Москва носила эрзянское имя Москов.
В конце 16-начале 17 века, когда поляки пришли завоевывать Москву и Россию, эрзяне выдвинули из своей среды Козьму Минина и освободили их от интервентов. В 17 веке эрзянин патриарх Никон духовно оздоровил Россию, укрепил её государственность.
В начале 20 века эрзянин (по отцовской линии) Ленин совершил социалистическую революцию и вывел Россию на дорогу прогресса и процветания, на которой она стала самой совершенной цивилизацией на земле, а русский народ – самым великим и сильным народом в мире.
На эрзяно-мерянской земле пришли в мир самые выдающиеся персонажи русского этноса: князья Рюрик и Олег, Козьма Минин, Иван Сусанин, Аввакум, Никон, С.Т.Разин, Е.И.Пугачев, А.Суворов, Ф.Ф.Ушаков, А.Н.Радищев, Г.Р.Державин, И.А.Крылов, Н.М.Карамзин, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Буслаев, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Г.В.Плеханов, В.О.Ключевский, А.А.Шахматов, В.И.Ленин, А.Ф.Керенский, А.М.Горький, Ф.И.Шаляпин, С.Д.Эрьзя, Л.А. Русланова, С.А.Есенин, В.И.Чапаев, И.С.Кутяков и мн. др.
Этот факт указывает на то, что именно «здесь русский дух и Русью пахнет», что именно здесь находится генетическое и энергетическое ядро русской - эрзянской национальности, а не там, куда уводят «славянизаторы» русского народа. Он указывает так же на то, что генератором этнической жизни, интеллектуального, социального, политического, научного, художественного и т.д. творчества является исконно русская эрзянская земля. В качестве доказательства приведем пример А.С.Пушкина, значительная часть произведений которого написано на эрзянской земле в Б.Болдино. В.Даль 10 лет трудился на эрзянской земле над составлением великорусского толкового словаря.
Слово «рус», «русский» существует лишь в русском и эрзянском языках. На эрзянском языке русский звучит как «рус», «руз», что, вероятно, является трансформацией от гидронима Ра и этнонима Эрзя (э-ра-нься – живущий на Ра); Русь, Расея, Россия – это Ра, получившая значение этнонима и название государства. Русь – это народ, живущий на реке Ра. Ра - именно так называли эрзяне Волгу, спускающуюся в низ (эрз. валги).
Эрзянский, мерянский и другие близкие народы участвовали в этногенезе уральских народов, и именно так рождался финно-угорский мир современной России.
Легендарный, героический народ эрзя по своей сути является пра-народом или одним из «родителей» значительного количества народов России, при этом эрзянский народ не потерял своей идентичности, древнейшего языка и веры.
Современные эрзяне являются хранителями древних знаний своего народа, и в очередной раз колесо истории может быть раскручено именно эрзянским народом.
И пока цветут священные рощи эрзян, пока жива наша Эрзянская Вера, мы помним о связи и взаимодействии всех трех времен: прошлого, настоящего и будущего.
Крона дерева – это будущее, наши потомки: дети, внуки, правнуки.
Ствол дерева олицетворяет настоящее время – нас самих.
Корни дерева олицетворяют прошлое время – наших предков, это отец с матерью, дедушки и бабушки, многие поколения всех наших предков, животные, растения, запахи, звуки, стихии, духи и, наконец, Боги.
И всё это находится внутри каждого из нас, в наших генах, в нашем подсознании, в нашей душе. Мы знаем себя такими, какие мы есть, мы не знаем, какими мы можем быть!
Пока верховный Бог эрзян – Инешкипаз, слышит наши молитвы, мы – живущий, жизнеспособный народ эрзя, будем жить. Мы соединим разорванную связь времен, восстановим единство и взаимодействие поколений.

galina1000 23.01.2012 в 19:33

Для многих космонавтов туймазинец Вачаев был коллегой и другом Житель деревни Ардатовка Какрыбашевского сельсовета Иван Павлович Вачаев стать военным мечтал с детства. Окончив военное училище, лейтенантом попал на «Байконур». За сравнительно короткий промежуток времени дослужился до звания полковника и должности командира подразделения военно-транспортной авиации. В 1994 году, через несколько месяцев после увольнения в запас, погиб в автомобильной катастрофе. — Попав на главную космическую площадку страны, Иван не раз звал нас к себе погостить, — вспоминают сегодня его сестра Мария Павловна и ее супруг Владимир Ефимович Катаевы. — Мол, ко всем моим сослуживцам уже не раз приезжали родственники, а у меня еще никто не бывал. В итоге в 1983 году мы поехали к нему всей семьей. Запомнилось, как добрались от железнодорожной станции до Ленинска (прежнее название города Байконур). Город-то был закрытым. Нас три раза останавливал военный патруль. Пропуска и документы у людей тщательно проверяли и в самом городе, даже если человек просто переходил с одной улицы на другую. Брат встречал нас утром, усталый. Сказал, что занимался поисковыми работами — несколько часов назад из полета вернулись космонавты Савицкая, Джанибеков и Волк. После приземления в течение недели они были на карантине, затем в Доме офицеров состоялась встреча, на которой трое героев и сопровождавший их космонавт Леонов отвечали на многочисленные вопросы, рассуждали о целях и задачах космонавтики, перспективах ее развития. Очень скоро беседа приняла практически домашний характер — космонавты доходчиво и с юмором рассказывали о том, как проходили предполетную подготовку, делились своими впечатлениями от полета. Мария Павловна достает пачку фотографий — память о брате. — Вот Ваня сфотографировался с экипажем корабля «Союза Т-10» Малышевым, Стрекаловым и индийцем Ракеш Шармой. Здесь он с Титовым, здесь — с Джанибековым. — Еще раз побывать на «Байконуре» мне с сыном довелось в 1987 году, — включается в разговор Владимир Ефимович. — Та поездка тоже оставила неизгладимый след в памяти. Через несколько дней после приезда Иван Павлович предложил нам побывать на экскурсии. Пояснил: завтра на центральной площади нас будет ждать автобус, назовем свои фамилии, сядем в него и больше ни о чем не будем беспокоиться. Мы в точности выполнили все его указания, но до последнего момента не знали, куда нас везут. Догадываться о конечной цели «экскурсии» начали, когда отъехали от города на 15 — 20 километров и прибыли на космодром. Оказалось, в этот день там проводился запуск грузового космического корабля. Дальнейшее помню, как сегодня, — громадную сигару ракеты, которая находилась примерно в 300 метрах от нас, стук метронома, команды «Продувка!», «Протяжка!!» и «Пуск!!!» Космический корабль вначале задрожал, вспыхнуло яркое, как солнце, пламя, затем раздался гул, по громкости и продолжительности сравнимый с непрекращающимся взрывом. Ракета медленно пошла вверх. «Первая секунда полета», «Вторая секунда полета». Видел, как отделились первая, затем вторая ступени ракеты. Страха не чувствовал вовсе — было ни с чем не сравнимое ощущение торжественности момента и причастности к серьезному событию в жизни могущественной державы. Тем более, за запуском мы наблюдали с мемориальной площадки, откуда в 1961 году отправился в свой легендарный полет Юрий Гагарин. Алексей ШИЛЬНИКОВ. г. Туймаз

galina1000 23.01.2012 в 19:33

Для многих космонавтов туймазинец Вачаев был коллегой и другом

Житель деревни Ардатовка Какрыбашевского сельсовета Иван Павлович Вачаев стать военным мечтал с детства. Окончив военное училище, лейтенантом попал на «Байконур». За сравнительно короткий промежуток времени дослужился до звания полковника и должности командира подразделения военно-транспортной авиации. В 1994 году, через несколько месяцев после увольнения в запас, погиб в автомобильной катастрофе.

— Попав на главную космическую площадку страны, Иван не раз звал нас к себе погостить, — вспоминают сегодня его сестра Мария Павловна и ее супруг Владимир Ефимович Катаевы. — Мол, ко всем моим сослуживцам уже не раз приезжали родственники, а у меня еще никто не бывал. В итоге в 1983 году мы поехали к нему всей семьей. Запомнилось, как добрались от железнодорожной станции до Ленинска (прежнее название города Байконур). Город-то был закрытым. Нас три раза останавливал военный патруль. Пропуска и документы у людей тщательно проверяли и в самом городе, даже если человек просто переходил с одной улицы на другую.

Брат встречал нас утром, усталый. Сказал, что занимался поисковыми работами — несколько часов назад из полета вернулись космонавты Савицкая, Джанибеков и Волк. После приземления в течение недели они были на карантине, затем в Доме офицеров состоялась встреча, на которой трое героев и сопровождавший их космонавт Леонов отвечали на многочисленные вопросы, рассуждали о целях и задачах космонавтики, перспективах ее развития. Очень скоро беседа приняла практически домашний характер — космонавты доходчиво и с юмором рассказывали о том, как проходили предполетную подготовку, делились своими впечатлениями от полета.

Мария Павловна достает пачку фотографий — память о брате.

— Вот Ваня сфотографировался с экипажем корабля «Союза Т-10» Малышевым, Стрекаловым и индийцем Ракеш Шармой. Здесь он с Титовым, здесь — с Джанибековым.

— Еще раз побывать на «Байконуре» мне с сыном довелось в 1987 году, — включается в разговор Владимир Ефимович. — Та поездка тоже оставила неизгладимый след в памяти. Через несколько дней после приезда Иван Павлович предложил нам побывать на экскурсии. Пояснил: завтра на центральной площади нас будет ждать автобус, назовем свои фамилии, сядем в него и больше ни о чем не будем беспокоиться. Мы в точности выполнили все его указания, но до последнего момента не знали, куда нас везут. Догадываться о конечной цели «экскурсии» начали, когда отъехали от города на 15 — 20 километров и прибыли на космодром. Оказалось, в этот день там проводился запуск грузового космического корабля. Дальнейшее помню, как сегодня, — громадную сигару ракеты, которая находилась примерно в 300 метрах от нас, стук метронома, команды «Продувка!», «Протяжка!!» и «Пуск!!!» Космический корабль вначале задрожал, вспыхнуло яркое, как солнце, пламя, затем раздался гул, по громкости и продолжительности сравнимый с непрекращающимся взрывом. Ракета медленно пошла вверх. «Первая секунда полета», «Вторая секунда полета». Видел, как отделились первая, затем вторая ступени ракеты. Страха не чувствовал вовсе — было ни с чем не сравнимое ощущение торжественности момента и причастности к серьезному событию в жизни могущественной державы. Тем более, за запуском мы наблюдали с мемориальной площадки, откуда в 1961 году отправился в свой легендарный полет Юрий Гагарин.

Алексей ШИЛЬНИКОВ. г. Туймаз

galina1000 23.01.2012 в 19:45

И мысли наши вновь пришли в движенье:

И кто поднимет Знамя возрожденья?

 

 

ardat 20.04.2012 в 06:34
Цитата:

История деревни Ардатовки была изучена краеведом К.Сарычевым из Туймазов (ныне покойного).  В 1884 году русские и мордовские крестьяне из д.Ардатовки Дубенско-Поводиловской волости Алатырского уезда Симбирской губернии (соврем. - г. Ардатов Мордовской АССР) переселились в наши места. Первыми жителями деревни были Карпунькины, Авдюшкины, Вачаевы, Тяповы, Катаевы.

 Ещё вместе с ними были Козловы, Аржаевы, Наумкины.